В фонд пришли налоговая и трудовая инспекции: как оформлены ваши волонтеры
В фонд пришли налоговая и трудовая инспекции: как оформлены ваши волонтеры?
Добровольчество в России упомянуто в трех законах, а в Государственной думе лежит специальный законопроект, целиком посвященный волонтерам. Кто имеет право привлекать волонтеров, может ли их труд как-то вознаграждаться, и что изменится в будущем?
Сегодня добровольчество в России упомянуто в трех законах, а в Государственной думе лежит специальный законопроект, целиком посвященный волонтерам. Кто имеет право привлекать волонтеров, может ли их труд как-то вознаграждаться, и что изменится в будущем?
Анастасия Дергачева
На круглом столе, организованном фондом «Дорога вместе», НКО обсудили возможности и риски использования труда добровольцев по действующему законодательству. Комментарии давали юристы фирмы «Морган Льюис» Анастасия Дергачева и Дмитрий Дмитриев.
Дмитрий Дмитриев
Зачем принят новый закон?
Принять такой закон решили после встречи президента РФ Владимира Путина с представителями социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО), благотворительных организаций и волонтерского движения 26 июля 2017 года. Тогда участники некоммерческого сектора сказали, что у них возникает немало проблем и сложностей в связи с разными подходами к работе с волонтерами и с документами, которые при этом необходимы.
Новый закон более четко определяет всех ключевых участников процесса в правовом поле.
Договор на безвозмездное выполнение добровольцем работ и (или) оказание услуг в интересах благополучателя (примерная форма)
По настоящему Договору Доброволец в целях осуществления благотворительной деятельности безвозмездно выполняет работы и (или) оказывает услуги в интересах Благополучателя.
2.1.1. Доброволец выполняет следующие работы: (наименование, характеристики, сроки выполняемых работ). 2.1.2. Доброволец оказывает следующие услуги: (наименование, характеристики, сроки оказываемых услуг).
2.2. Доброволец выполняет работы и (или) оказывает услуги лично по следующему адресу: ________________. 3.1. Доброволец обязуется: 3.1.1.
Качественно и в срок выполнять работы и (или) оказывать услуги, установленные настоящим Договором.
3.1.2. Бережно относиться к имуществу Благополучателя. 3.2.
Как стать волонтером
Несмотря на то что сейчас государство напрямую не прописывает основы волонтерской деятельности, в некоторых законах (например, в законе “О благотворительной деятельности”, принятом еще в 1995 году) содержатся определенные ее механизмы. Такой термин, как “волонтер”, в них не упомянут, однако имеется смысловой аналог в виде термина “доброволец”.
Итак, чтобы принять участие в волонтерской деятельности, желающий должен пройти примерно 5 этапов. Претендент на волонтерство должен:
- Найти ту организацию, осуществляющую благотворительную деятельность, которая будет соответствовать его запросам и умениям. По всему миру таких организаций, как крупных, так и достаточно мелких, существует очень много, поэтому выбор конкретной вряд ли будет затруднительным для любого желающего.
- Собрать все данные, содержащие информацию о работе данной организации, проанализировать возможные риски и принимаемую во время поступления на должность ответственность, изучить расписание, по которому она осуществляет свою деятельность, узнать об уровне финансового достатка (наличии необходимых для работы средств, медикаментов и др., а также возможности своевременно поощрять волонтеров заявленным вознаграждениям).
- Прийти на собеседование, предварительно собрав все требующиеся для его прохождения документы, в число которых входят чаще всего паспортные данные, нотариально заверенные справки об отсутствии судимостей или тяжелых болезней, с наличием которых возбраняется заниматься волонтерской деятельностью (в школе в особенности).
- Быть осведомленным в наличии и содержании электронного ресурса (то есть сайта в интернете) благотворительной организации, где и содержатся данные о должности, на которую претендует желающий, а также перечень всех документов, необходимых для сдачи на собеседовании или при начале рабочей деятельности.
- Принять (или же отказаться) оформленное предложение вступить в волонтерский штаб данной организации.
Почему студенты должны быть волонтерами?
Для волонтера нет слова «должен». Он участвует в общественной жизни по зову сердца, потому, что чувствует в себе силы помогать другим. Волонтером становятся из-за душевной потребности, а не по обязанности.
Действительно, среди волонтеров много студентов. Именно они — самая активная часть общества, т.к. молоды и неравнодушны к общим проблемам. К тому же у них много сил и энергии, которые так нужны в волонтерском деле.
Однако во многом им помогает университет. В рамках учреждения образования часто уже созданы студенческие волонтерские организации, движения и проекты, в которых молодые люди могут себя проявить. И все права студентов-волонтеров строго защищены специально разработанным документом. Вот пример положения о волонтерах российских студентов.
Причины быть волонтером
Студенты, которые уже занимаются волонтерской деятельностью, нашли в этом массу преимуществ. Так, с помощью волонтерства вы:
- Учитесь чему-то новому.
- Знакомитесь с новыми интересными людьми.
- Чувствуете свою востребованность.
- Получаете важный и полезный опыт.
- Помогаете тем, кто в этом нуждается.
- Можете реализовать творческие идеи.
- Расширяете кругозор, осваиваете новые навыки.
- Получаете новые впечатления.
- Занимаете активную гражданскую позицию.
- Имеете возможность путешествовать.
- Получаете положительный заряд энергии.
- Находите единомышленников.
Кстати! Если ищете причину для заказа, то сейчас для наших читателей действует скидка 10% на любой вид работы
Волонтерство учит работать в команде
Равный – равному. Как волонтерство помогает людям с ограниченными возможностями
В современном обществе людей с инвалидностью либо жалеют, либо героизируют. Однако в идеале понятие «инклюзия» подразумевает, что в жизни общества участвуют самые разные люди и ни один из них не должен чувствовать себя обделенным или исключительным. То, насколько развито инклюзивное добровольчество в нашей стране и с какими проблемами оно сталкивается, обсудили в Петербурге на I форуме инклюзивного волонтерства InTrue.
Инклюзивное – значит включенное
«В России в отличие от западных стран культура взаимоотношения с людьми, имеющими те или иные ограничения или особенности, только создается. Поэтому теория инклюзивного волонтерства не успевает за практикой и еще толком не сформировалась», – отметила на форуме доцент Пензенского государственного университета кандидат педагогических наук Елена Викторова.
«При этом даже в сложных условиях пандемии инклюзивные проекты в России не закрывались, а, наоборот, адаптировались к ситуации и становились еще более востребованными», – считает директор первого в России самарского Инклюзивного клуба добровольцев Алексей Транцев.
Сегодня таким волонтером может стать каждый человек. Люди без инвалидности принимают участие в подобных проектах не из чувства жалости, а потому, что им это реально интересно. Люди с ограничениями также присоединяются к таким волонтерским проектам, но пока с трудом.
«Изначально доброволец с инвалидностью из-за психологических барьеров менее других готов работать, – объяснил Транцев. – Но, когда ребята вливаются в волонтерские акции, начинают понимать, как и зачем они это делают, более мотивированных добровольцев найти сложно. Кроме того, волонтеры с инвалидностью в перспективе уходят работать в некоммерческий сектор чаще, чем обычные, и становятся там очень ценными кадрами».
Арт-терапия в Русском музее
Немногие знают, что Государственный Русский музей проводит групповые занятия и экскурсии для людей с особыми потребностями. В частности, организуются экскурсии для посетителей, использующих коляски, экскурсии на жестовом языке и с переводом на русский жестовый язык для глухих и слабослышащих посетителей, музейные занятия для людей с аутизмом. Для незрячих и слабовидящих посетителей проводятся мероприятия в тактильном формате. Есть программы с элементами арт-терапии.
«Первые арт-терапевтические программы в нашем музее появились в начале 1992 года, – рассказала заведующая сектором отдела социокультурных коммуникаций Русского музея Ольга Платонова. – Тогда наши сотрудники посещали городские больницы, детские дома, приюты и собирали творческие работы людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. В результате была организована выставка, которая привлекла большое внимание общественности. Тогда же руководство музея в качестве социального эксперимента пригласило в выставочные залы психологов, они объединились с искусствоведами и профессиональными художниками. Так появились первые арт-терапевтические программы по оказанию помощи людям, нуждающимся в психологической поддержке. Эти группы по своей сути были волонтерскими, поскольку средств на такую деятельность не выделялось и их работа держалась на чистом энтузиазме участников».
После того как разработали методики работы с музейными посетителями с особенными потребностями, появилась идея организовать школу волонтеров. Важно, что эта школа была изначально ориентирована не только на здоровых участников, но и на людей с теми или иными ограничениями по здоровью.
«Проект дожил до наших дней, сегодня он работает как «Школа волонтеров в художественном музее», – уточнила Платонова. – Проект адресован психологам, педагогам, социальным работникам и медикам, которые занимаются вопросами реабилитации и адаптации людей с инвалидностью, а также специалистам творческих профессий, имеющим опыт работы со сложной аудиторией в музее. Обучение проходит раз в полтора года. По итогам курса мы подключаем его выпускников к работе терапевтических групп в Русском музее. Финансируется школа за счет грантов. А поскольку мы всегда были научным центром для художественных музеев России, наши методические разработки распространяются по всей стране, что дает возможность тиражировать такой опыт».
Я вижу, что ты говоришь
Еще один интересный петербургский проект – «Я вижу, что ты говоришь». Он был создан осенью 2015 года на базе Центра развития добровольчества и поддержки молодежных инициатив дома молодежи «Форпост» Выборгского района Северной столицы.
Миссия проекта – социальная адаптация молодежи с нарушением слуха через вовлечение в добровольческую деятельность.
«Я решил этим заниматься после того, как сам в качестве волонтера побывал в одном из специализированных интернатов, – поделился руководитель проекта Владимир Полянский. – Там были глухие ребята, мне захотелось помочь им и привлечь к добровольческой деятельности. Сегодня очень востребованы переводчики жестового языка, которых мы обучаем и готовим для работы на мероприятиях. Наш проект цикличный – старт занятий с сентября. Они проходят в течение года минимум один раз в неделю. Число заявок в сезон может доходить до 600. Из них мы отбираем 250 человек. Однако до финала доходят единицы. Дело в том, что постигать этот язык достаточно сложно, не все выдерживают».
Движение – это жизнь
Кому-то хочется общаться, кому-то вести активный образ жизни. Для ребят с ограниченными возможностями уже несколько лет в Северной столице реализуется социально-танцевальный проект волонтеров-хореографов «Движение – это жизнь».
«Сначала мы просто приезжали в специализированные детские учреждения и танцевали с ребятами, – рассказала руководитель проекта Алия Зиязетдинова. – Затем, на основе опыта, выстроилась система, появились методики инклюзивной хореографии, которыми мы готовы поделиться, так как знаем, что на сегодняшний день их практически нет. Для занятий с детьми с инвалидностью мы привлекаем как опытных танцовщиков, так и добровольцев – студентов профильных вузов. Танцы, которые мы используем в работе, самые простые (диско и хип-хоп), главное – создать настроение. Кроме занятий проводим творческие квартирники, фестивали и конкурсы».
Последний год был сложным. Но, несмотря на ограничения в связи с эпидемиологической ситуацией, петербургским волонтерам-хореографам удалось организовать работу танцевальных площадок для детей и подростков с особенностями.
«Мы договорились с пятью танцевальными студиями, которые не побоялись и начали работать с нашими подопечными. В итоге более 70 семей доверили нам своих детей в нынешнем году. За сезон мы провели 380 занятий», – добавила Алия.
Волонтерство, особенно инклюзивное, должно быть естественным, идти от сердца. В качестве такого примера стоит рассказать историю, как в один прекрасный день президент петербургской федерации скейтбординга Павел Мушкин подружился на площадке скейтпарка с юным горожанином Максимом Абрамовым. У мальчика нет ног, но он очень хотел заниматься скейтбордингом. И Павел стал его тренером и другом. В результате упорных тренировок они достигли успеха, о котором узнал знаменитый американский скейтбордист Тони Хоук, он прославил Максима на весь мир. Пока в нашей стране это единичный случай. Но такая практика набирает обороты.
Через тернии к социализации
Несмотря на активное развитие отечественного инклюзивного волонтерства, проблем в этой сфере пока еще много. Это и отсутствие качественных методик, и дефицит кадров – как ни странно, по-настоящему инициативных ребят сегодня очень мало.
Но самая главная проблема в том, что участники инклюзивного волонтерства мало общаются друг с другом. В результате многим приходится «изобретать велосипед».
«Чтобы получить максимальный результат, необходимо находить друг друга, объединяться и делиться опытом, – подвел итог Алексей Транцев. – Развитие инклюзивного волонтерства – это очень важно. Ведь в каждом регионе проживают до 8% людей с инвалидностью. Большинство из них ведут пассивный образ жизни. При этом каждая волонтерская практика вовлекает таких людей в социальную деятельность в несколько раз больше, чем медицинская».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (6996) от 26.08.2021 под заголовком «Равный – равному».
Что дает волонтерство
Хотя волонтерство предполагает отсутствие денежного вознаграждения за труд, альтруисты-добровольцы все-таки получают бонусы. Это в первую очередь опыт, специальные знания и умения. Кроме прокачки определенных профессиональных навыков, волонтеры учатся:
- работать в команде и управлять ею;
- аргументировать свою точку зрения;
- находить компромиссы, чтобы решить проблему;
- общаться с коллегами, подопечными и представителями власти;
- разрабатывать проекты;
- управлять рисками и ресурсами социальных проектов;
- создавать сообщества вокруг проектов (азы комьюнити-менеджмента);
- продвигать социальные инициативы.
Все эти навыки пригодятся в любой профессии, а волонтерская работа часто открывает дорогу к оплачиваемым должностям в самых разных карьерных направлениях. Это и понятно – работодатели видят добровольцев в деле и не хотят терять ценных сотрудников.
На этапе подготовки к построению карьеры волонтерство тоже может стать бонусом: многие, но пока далеко не все, российские вузы дают при поступлении за добровольческую деятельность дополнительные баллы. Всего абитуриент плюсом к сумме за ЕГЭ может заработать 10.
Максимум дополнительных баллов за волонтерство сегодня дают только два вуза:
- РГСУ – Российский государственный социальный университет. Если с момента завершения участия в проекте прошло не больше двух лет и в электронном или бумажном паспорте добровольца накопились отметки о 50 часах работ, абитуриенту начислят 3 балла, за 100 часов – 5, за 200 и больше – все максимально возможные 10.
- НГУ им. Лесгафта – Государственный университет физкультуры и спорта. 10 баллов добавляют за волонтерство на олимпиадах, кубках, чемпионатах, первенствах международного и общероссийского уровня, если с момента участия в проекте прошло не больше четырех лет.
Остальные вузы (в общей сложности около 200 из 500) поощряют волонтерство скромнее – от 7 до 1 балла. Несколько примеров в таблице.
Дополнительные баллы за волонтерство
Московский государственный психолого-педагогический университет
Московский городской университет управления Правительства Москвы
Московский городской педуниверситет
Сибирский госуниверситет водного транспорта
Уральский институт ГПС (противопожарной службы) МЧС
Южно-Уральский технологический госуниверситет
Сибстрин (Новосибирский архитектурно-строительный университет)
Донской аграрный госуниверситет
Магнитогорский технический госуниверситет им. Носова
Ростовский государственный экономический университет
Ижевский технический госуниверситет им. Калашникова
Ярославский технический госуниверситет
Томский архитектурно-строительный госуниверситет
Красноярский педуниверситет им. Астафьева
Санкт-Петербургский госуниверситет промтехнологий и дизайна
Самарский госинститут культуры
Краснодарский госинститут культуры
Академия русского балета им. Вагановой
Согласно «Концепции развития волонтерства в России до 2025 года» с сентября 2020 года в программы вузов со специальностями направлений «Образование и педагогические науки», «Медицина», Социальные науки», «Строительство и архитектура», «Культура» включат модули социальной практики, которая будет проходить в виде волонтерской деятельности. Возможно, после этого ситуация изменится, вес душевной щедрости и способности сострадать увеличится и университеты начнут поощрять добровольцев-абитуриентов большим количеством дополнительных баллов. Есть шансы, что станет больше и вузов, учитывающих при поступлении добровольчество как достижение.
Есть у волонтерства еще один плюс: по той же «Концепции развития волонтерства» на декабрь 2020 года запланирована интеграция баз данных всероссийских систем «Добровольцы России» и «Работа в России» (федеральной базы вакансий). Это делается для того, чтобы работодатели могли учитывать опыт волонтерства при трудоустройстве кандидатов.
В целом же волонтерство – это помощь не только людям, но и самому себе: добровольчество помогает поверить в себя, научиться преодолевать трудности и осознанно выбрать профессию, которая станет судьбой.