Biznesivlast.ru

Бизнес и Власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Верховный суд взялся за примирительные процедуры: появятся судебные примирители и медиация по административным делам

Верховный суд взялся за примирительные процедуры: появятся судебные примирители и медиация по административным делам

Помимо медиаторов в урегулировании споров смогут участвовать судебные примирители. Ими станут работники судов, имеющие высшее юридическое образование и пятилетний стаж юридической работы, а также судьи в отставке. В отличие от медиаторов они смогут знакомиться с материалами дела. Эти и другие нововведения Пленум Верховного суда РФ предлагает закрепить в Федеральном законе от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее — Закон № 193-ФЗ), процессуальных кодексах и других законах.

Пленум Верховного суда РФ утвердил сразу три постановления с проектами законов, связанными с совершенствованием примирительных процедур (постановления Пленума ВС РФ от 18.01.2018 № 1, 2, 3). В ближайшее время их планируют внести на рассмотрение Госдумы. Цель поправок — сделать примирительные процедуры более эффективным институтом. По статистике Верховного суда РФ, за период с 2011 по 2017 гг. примирительные процедуры с участием медиаторов использовались крайне редко — при рассмотрении всего лишь около 0,008% дел судами общей юрисдикции и при рассмотрении около 0,002% дел арбитражными судами. И хотя эта статистика не показывает точное количество медиаций, поскольку не может учитывать все случаи обращений к медиаторам, в любом случае она показывает неэффективность существующих процедур.

Судебные примирители

В законопроекте предлагается установить, что регулированием споров смогут заниматься не только медиаторы, но и судебные примирители. Судебными примирителями вправе быть судьи в отставке, а также работники аппарата суда, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы в области юриспруденции не менее пяти лет.

В пояснительной записке сказано, что институт судебных примирителей не новинка. Он существовал в России еще в дореволюционное время. Так, с середины XIX — начала XX веков участники споров, рассматриваемых в коммерческих судах России, после предложения суда о проведении примирительной процедуры могли выбрать как негосударственного примирителя, так и примирителя из состава данного суда. Судьи коммерческих судов часто использовали примирительные процедуры, в том числе и посредничество (медиацию).

Предполагается, что такая деятельность судей в отставке будет оплачиваемой. Порядок и условия оплаты их труда определит Правительство РФ. Расходы бюджета по оплате их работы могут, в частности, компенсироваться из сумм государственной пошлины, уплаченной при обращении в суд и оставшейся в бюджете после возвращения определенной ее части, если стороны согласились на использование процедуры судебного применения. Не исключается также вариант создания специального фонда оплаты труда судебных примирителей из числа судей в отставке.

Список судебных примирителей будет утверждать Пленум ВС РФ на основе предложений верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю будут определены в Регламенте проведения судебного примирения, который утвердит ВС РФ.

Судебный примиритель будет вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения. В том числе он может давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между ними деловых отношений. В то же время судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле.

Судьи в отставке также смогут осуществлять деятельность медиаторов на профессиональной основе после включения в списки медиаторов, которые будут вести советы судей субъектов РФ.

Процессуальные вопросы

Суды смогут откладывать судебное разбирательство или приостанавливать производство по делу по своей инициативе, предложив сторонам использовать примирительную процедуру. Это могут быть переговоры, сверка документов, посредничество, в том числе медиация, судебное примирение. Судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в 14 дней.

Если в процессе примирительной процедуры стороны не достигнут результата, судебное разбирательство возобновится. Причем время, на которое оно откладывается, не включается в сроки рассмотрения дел.

Одновременно ВС РФ предложил изменить размер государственной пошлины, который возвращается истцу при заключении мирового соглашения, отказе от иска или признании ответчиком иска. Сейчас он составляет 50%. В проекте предлагается возвращать 70%, если примирение произошло до принятия решения судом первой инстанции, 50% — на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, 30% — на стадии рассмотрения дела в кассации и надзоре.

Читать еще:  Как получить налоговый вычет за лечение и протезирование зубов

Примирение по административным спорам

В законопроекте предлагается распространить процедуру медиации на административные дела. Сферу действия Закона № 193-ФЗ предлагается расширить, включив в нее споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Подобный опыт имеется в ряде зарубежных стран (Германия, Королевство Нидерландов, Великобритания, Франция, Австралия). В их законодательстве предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования публично-правовых споров, в том числе с использованием медиации, который способствует тому, что до стадии судебного рассмотрения доходит незначительное количество таких споров.

Так, к примирительным процедурам суды смогут обращаться в процессе рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, а также о взыскании обязательных платежей и санкций, только если стороны не использовали досудебное урегулирование спора и при наличии согласия организации, индивидуального предпринимателя или гражданина. Например, к помощи медиаторов или судебных примирителей можно будет прибегать для рассмотрения налоговых и антимонопольных дел.

Комментарий эксперта

Татьяна Еремеева, профессиональный медиатор, генеральный директор Центра медиации «ПокровЪ», руководитель Бюро по защите прав предпринимателей ЧРО «ОПОРА РОССИИ»

«ЭЖ-Юрист»: В пояснительной записке к законопроекту о примирительных процедурах сказано, что медиация используется крайне редко. По статистике ВС РФ, это 0,002% из всех арбитражных дел за последние пять лет. Действительно сейчас так плачевно обстоят дела с медиацией?

Татьяна Еремеева: Работу медиатора трудно оценить количеством медиаций. Часто стороны мирятся вне стен суда с помощью медиатора или на стадии исполнения судебных решений. Возможно, то, что сейчас предлагает Верховный суд РФ, поможет увеличить количество дел, рассматриваемых через примирительные процедуры. В частности, он предлагает внедрить новую фигуру — судебных примирителей. Но это будут процедуры специфического содержания, так как Верховный суд РФ планирует, что примирением будут заниматься либо судьи, либо работники суда. Здесь есть такой нюанс: работники судебной системы — специалисты особой корпорации, это накладывает свой отпечаток. Надеюсь, это не повлияет на качество примирительных процедур.

Рынок медиации, как и любой рынок, имеет свои стадии развития. Сейчас медиация на стадии формирования спроса и информирования об услуге потребителей. Поэтому кто уже участвует в создании спроса, тот и будет «снимать сливки», когда рынок «повзрослеет».

«ЭЖ-Юрист»: Можно ли сейчас говорить о том, что медиаторов недостаточно?

Т. Е.: Нет, медиаторов достаточно. Сейчас медиатором можно стать, имея высшее образование и оплатив в среднем 37 000—50 000 руб. за обучение. Другой вопрос, что стать медиатором легко, а вот найти клиентов для медиации еще достаточно сложно. Конечно, если их не рекомендуют из суда или органов опеки. А в этом случае возникает вопрос о том, что в стенах суда нельзя получать денежные средства.

«ЭЖ-Юрист»: В чем же отличия судебного примирителя от медиатора?

Т. Е.: Их трудно уловить, так как в постановлении Пленума ВС РФ от 18.01.2018 № 1 мало информации о функциях судебных примирителей, о том, с помощью каких инструментов будет выстроена их работа. Еще вопрос: как будут работать судьи в отставке — как медиаторы или судебные примирители или как те и другие? В проекте для отставных судей допускается вариант «примиритель-медиатор». Возможно, судебный примиритель не будет заниматься разрешением конфликтной ситуации, потому как в поправках зафиксировано, что он знакомится с материалами дела, с документами, а значит, осуществляет что-то наподобие предварительной подготовки к судебному слушанию. Деятельность же медиатора иная, она заключается в работе с самими участниками спорной ситуации, с их истинными интересами, без изучения документации.

«ЭЖ-Юрист»: Верховный суд предложил законодательно указать, что судебное примирение будет возможно и по административным спорам. Сейчас медиаторы не могут участвовать в спорах с госорганами?

Т. Е.: Да, сейчас медиация в налоговых и антимонопольных спорах невозможна. Заключить мировое соглашение с налоговым органом можно лишь после длительных согласований с юридическим отделом на федеральном уровне. А по закону о медиации в РФ участие медиаторов в подобных спорах не предусмотрено. В моей практике были медиации с руководителями муниципалитетов по хозяйственным правоотношениям, но не по административным делам. Так что готовность участвовать в процедуре медиации у государственных и муниципальных органов есть. Остается это предусмотреть на законодательном уровне.

«ЭЖ-Юрист»: Какие есть пробелы, неопределенные моменты в законопроектах?

Т. Е.: Например, положение о том, что, в случае если стороны не достигли соглашения, суд опять возобновляет процесс в обычном порядке. Было бы хорошо, если бы был предусмотрен упрощенный порядок судопроизводства.

Еще не вижу смысла дублировать медиаторов судебными примирителями. Из предложенных поправок не совсем понятно, какой порядок примирения будет осуществлять судебный примиритель и что будет содержать Регламент судебного примирения. То, что этим специалистам будет разрешено знакомиться с материалами дела и изучать другие документы, говорит о том, что работа примирителей будет отличаться от работы медиаторов. Что-то среднее между судьями и медиаторами. Не понимаю, для чего нужно создавать бюрократическую надстройку в судебной системе, тратить федеральный бюджет, когда есть медиаторы, находящиеся в поисках клиентов, вложившие деньги в образование, оплачивающие налоги и сдающие соответствующую отчетность государству.

Также необходимо более подробно разъяснять сторонам, что у сторон есть возможность обратиться к медиатору. Это обязательно должно быть зафиксировано в регламентах государственных органов. На практике это не всегда делается.

1 модуль «Брачная медиация»

Ведущая: Рубан Ольга Ивановна

Читать еще:  Как правильно организовать парковку во дворе многоквартирного дома?

Директор АНО «Новосибирский центр медиации», Председатель НП «Профессиональная Лига Медиаторов», дианалитик, профессиональный медиатор, действительный член ППЛ.

План модуля:

— Система понятий: любовь, брак, семья, родительство; бинарные оппозиции: общество-личность, личность-брак, брак-семья, государство-общество.

— Брачный кризис (социодинамика). Задачи брака: эмоциональная отдельность от родителей, баланс между общностью и автономией, интим, объединенная позиция к детям, противостояние кризисам жизни, безопасное место для гнева и конфликта, избегание скуки и отчуждения, сохранения двойного образа супруга.

— Проблемы брака: жизнь вместе, но без кооперации; жизнь с «недостойным»; «потеря» любви: скука, разлука, упрямство, отсутствие интимности, эмоциональная бедность, гнев; дилемма сдерживания (угрозы разрыва); дилемма доверия; дилемма искушения; супружеская неверность.

— Зона компетенции брачного медиатора: четкая структура встречи: обсуждение только «контрактных аспектов» брака (уважительный отказ обсуждать личность каждого, поведение третьих лиц, отвлеченные концепции); предварительное определение брака (конкретного); психология интернального контроля; круг принятия решений; полная ответственность сторон «брачного контракта»; принятие плана ответственного поведения.

— Этапы работы брачного медиатора: диада — создание рабочих отношений; диагнозис — совместное познание жизненной ситуации; диалог — персонализация спасительной идеи; дилемма — «крещение выбором»; динамика — реализация идеи; диалектика — скрепление текучего бытия в целостную смысловую картину; диверсификация — перенос положительного опыта; дивергенция — расширение связей; диететика — здоровое потребительское поведение; диатриба — оправдание и защита здорового образа жизни.

Кто такой медиатор и зачем он нужен

Роль медиатора

К медиатору предъявляются определенные требования.

Медиатор – незаинтересованный посредник между конфликтующими сторонами, который занимается организацией и ведением переговоров по спору и не имеет права принимать или предлагать решения, давать правовые оценки участникам процедуры посредничества.

Медиатор не разбирается, кто прав или виноват в конфликте, как судья, и не защищает ни одну из сторон, как адвокат.

Непрофессиональным медиатором может быть дееспособный человек, достигший 18 лет и не имеющий судимости. Он сможет помочь, только если спор не рассматривается в суде.

Профессиональный медиатор – человек с высшим образованием, старше 25 лет, имеющий образование в сфере медиации. Наиболее часто встречаются юристы-медиаторы. Знания в области юриспруденции, конфликтологии и психологии помогают специалистам в процессе медиации.

Медиатор беспристрастно изучает конфликтную ситуацию с учетом интересов и требований всех участников и помогает оппонентам услышать и понять друг друга. В случае принятия совместного решения сторонами конфликта медиатор занимается подготовкой соглашения, в котором будут описаны условия примирения.

Медиатор не может:

  • проводить процедуру медиации, если в процессе участвует лицо, в выгоде которого заинтересован посредник (например, одной из сторон конфликта является родственник медиатора);
  • представлять какую-либо из сторон;
  • делать любые публичные заявления без согласия конфликтующих;
  • оказывать помощь какой-либо стороне конфликта (юридическую, консультативную и т.д.).

Данные принципы позволяют посреднику оставаться нейтральным и незаинтересованным.

Медиация в гражданском процессе это один из используемых в современной практике разрешения споров примирительных механизмов.

В современном праве Российской Федерации процедура медиации получила свое развитие с принятием Федерального закона от 27 июля 2010 года №193-ФЗ РФ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Закон вступил в силу с 1 января 2011 года.

Читать еще:  Возвращаются ли мужья после развода к бывшим женам и почему

Судебная процедура медиации

Статьей 1 (пункт 2) определен перечень отношений, касательно которых может применяться медиация – гражданские правоотношения, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споры, возникающие из трудовых и семейных правоотношений.

Таким образом используется и процедура медиации в гражданском процессе и процедура медиации в арбитражном процессе.

Определены ее основные принципы:

  • Добровольность – никто не имеет права принудить ни одну из сторон процесса к процедуре медиации,
  • Конфиденциальность – любая информация, оглашенная при проведении медиации, не может быть обнародована без согласия всех сторон,
  • Сотрудничества и равноправия сторон – каждая из сторон процесса имеет равные права,
  • Независимость и беспристрастность медиатора.

Кроме того, дан четкий перечень случаев, когда процедура посредничества прекращается:

  • В случае когда оформлено медиативное соглашение, разрешающее конфликтную ситуацию;
  • В случае когда стороны заключили соглашение о прекращении процедуры, не достигнув при этом согласия по спорным вопросам;
  • При нежелании одной, нескольких или всех сторон продолжать процедуру;
  • При истечении отпущенного на процедуру времени;
  • На основании заявления медиатора о нецелесообразности применения процедуры медиации.

В статье 13 193-ФЗ РФ даны четкие указания по срокам.

Сроки проведения процедуры медиации и ее участники

Участвовать в процедуре медиации вправе только лица, у которых возникли разногласия, и медиатор (как независимый арбитр в разрешении спора). Третьих лиц на заседаниях присутствовать не должно. Исключение составляют случаи, когда стороны своим решением вызывают посторонних лиц для разрешения необходимых вопросов (экспертов, свидетелей и т. д.), но такой вариант должен быть либо оговорен в самом соглашении о проведении медиации, либо озвучен на заседании сторон.

Суд не относится к участникам процедуры. Несмотря на то что дело, по сути которого ведется спор, находится в суде, этот орган может лишь посоветовать сторонам обратиться к медиатору и удовлетворить их ходатайство об отложении рассмотрения дела.

Срок проведения процедуры медиации указывается в соглашении сторон. Как правило, он не превышает 60 дней с момента принятия судом акта об отложении рассмотрения дела.

Электронная подача документов в арбитражные суды РФ

Подать документы в арбитражный суд можно в электронном виде – через систему «Мой Арбитр» .

blank

В разделе «Мои данные» (после регистрации в системе «Мой Арбитр» через Госуслуги) появляется информация о зарегистрированном лице. При необходимости ее можно отредактировать.

В разделе «Заявления и жалобы» можно составить иск, жалобу или заявление на пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Посмотреть документы по своему делу можно соответствующий раздел системы. Кроме этого, через «Мой Арбитр» человек или организация может подать заявление на банкротство.

blank

Для работы с системой «Мой Арбитр» пользователю нужно иметь усиленную электронную подпись.

Привилегии нотариального документа

Главное: если медиативное соглашение заключено в нотариальной форме, то его участники могут быть уверены в соблюдении достигнутых договоренностей. Проблема уклонения одной из сторон от исполнения прописанных в соглашении обязательств решается максимально эффективно и быстро: вторая сторона просто обращается напрямую к судебному приставу, ведь соглашение с печатью нотариуса по закону наделено силой исполнительного листа. Нотариальная форма медиативного соглашения минимизирует риски того, что недобросовестная сторона договора будет злоупотреблять своими правами, и позволяет конфликтующим решить спор максимально безболезненно, быстро и без лишних затрат на суды и адвокатов.

Подтверждения эффективности привлечения нотариуса к примирительным процедурам есть и в зарубежной практике. Например, нотариус может выступать в качестве посредника и другим образом участвовать в примирительных процедурах в Австрии, Бельгии, Германии, Франции, Шотландии, Марокко, Нидерландах, Швейцарии, Белоруссии.

В России нотариусы из разных регионов уже сообщают о заинтересованности клиентов в удостоверении медиативных соглашений. Так, первое медиативное соглашение с печатью нотариуса, заключенное в ноябре этого года, помогло разрешить семейный спор о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от детей.

"Квалифицированная и грамотная правовая помощь нотариуса позволила гарантировать сторонам соответствие заключаемого соглашения требованиям законодательства, надежную защиту их прав", — отмечает участвовавшая в заключении соглашения медиатор Елена Ксенофонтова.

В перспективе, по мнению экспертов Федеральной нотариальной палаты, эффективные механизмы медиации с учетом последующего обращения к нотариусу будут востребованы не только у граждан, но и у юридических лиц, а значимость нотариальной деятельности в рамках осуществления превентивного правосудия только возрастет.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector