Biznesivlast.ru

Бизнес и Власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Федеральный закон о товариществах собственников жилья и жилищный кодекс; рассказываем простыми словами

В своей время старый закон ТСЖ был отличным. Фактически он действовал 10 лет, если сравнивать с новой правовой системой, то это очень долго. В основе правового регулирования лежало понятие кондоминиума.

Кондоминиум – это владение каким-либо объектом совместно. Это может быть дом или любое недвижимое имущество, жилье.

Федеральный закон приняли в основе его лежала 291 статья, второй пункт ГК РФ (⇒ скачать ⇐). В нем ест указание на то, что ТСЖ это организация некоммерческого характера. Создана она и действует благодаря закону о товариществах собственников жилья.

Что изменилось в ЖКХ с января 2021 года для собственников и управляющих компаний

новое в жкх с 1 января 2021

С 1 января 2021 года вступили в силу новые Правила противопожарного режима в РФ. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. Предыдущее Постановление Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утрачивает силу.

Наиболее важные правила пожарной безопасности, касающиеся многоквартирных домов, изложены в этой заметке. При этом по мнению самого МЧС, ничего принципиально нового в Правилах не появилось – лишь уточнили предыдущие требования.

Одним из самых волнующих вопросов оказалось хранение вещей в помещениях на цокольных этажах и в подвалах. Из ответа МЧС следует, что вещи хранить можно, если такое назначение помещений предусмотрено проектной документацией.

Кроме того, с января вводятся в действие Порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории пожарного риска (Постановление Правительства РФ от 12.10.2020 № 1662).

Повышение тарифов ЖКХ

Очень многие регионы повысили размеры взносов на капремонт.
О некоторых субъектах России мы писали ранее, но если вашего среди упомянутых там нет, то стоит поискать региональный нормативный акт, устанавливающий размер взноса на капремонт в 2021 году для конкретного региона. Обратите внимание, что принять решение о повышении размера взносов власти могли и до 2020 года – сразу на несколько лет вперед.

Размер платы на остальные ЖКУ традиционно повышается не в январе, а в июле 2021 года. Это следует из распоряжения Правительства РФ от 30.10.2020 № 2827‑р, которое утвердило средние по субъектам РФ индексы изменения размера вносимой гражданами платы за ЖКУ: на первое полугодие 2021 г. – 0% по всем субъектам РФ, а на II полугодие 2020 г. индексы различаются в зависимости от региона.

Мораторий на проверки организаций ЖКХ в 2021 году

Ограничения касаются только плановых проверок. Правительств РФ в постановлении от 30.11.2020 № 1969 определило особенности проведения таких проверок в 2021 году.

Обращаем внимание, что мораторий на внеплановые проверки, в том числе по жалобам, никто на 2021 год не продлевал. Вы можете писать жалобы в жилищные инспекции для проведения таких проверок. На всякий случай лучше поторопиться. Президент РФ уже подписал Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Он в статье 3 предусматривает право Правительства РФ в 2021 году вновь установить особенности проведения проверок юридических лиц. Это совсем не значит, что Правительство будет снова вводить мораторий на внеплановые проверки, просто у него будет такая возможность, если понадобится.

Пени по ЖКХ в 2021 году

Возобновлено право организаций ЖКХ начислять и взыскивать пени, вводить ограничения в отношении коммунальных услуг при наличии задолженности.

Это право было приостановлено постановлением Правительства № 424, а полномочие Правительства устанавливать в 2020 году такие послабления для должников закреплялось в статье 18 Федерального закона № 98-ФЗ.

Есть вероятность, что и в 2021 году Правительству позволят установить особенности начисления и уплаты пени. Это предусмотрено проектом № 1076904 – 7, однако он только ещё внесен в Госдуму, поэтому рассчитывать на новые отсрочки и освобождения сразу с января 2021 года должникам не стоит. Возможно, проект даже отклонят, или Правительство РФ просто не станет вновь устанавливать мораторий на начисление и взыскание пени.

Также заканчивается возможность учитывать показания счётчиков, чья поверка истекла после 6 апреля 2020 года.

Новое в Правилах предоставления коммунальных услуг № 354

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2020 № 2184 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг. В основном поправки касаются гарантирующих поставщиков и счётчиков электроэнергии.

Из других изменений можно отметить новый абзац в п. 44 Правил, согласно которому отрицательный ОДН должен учитываться при начислениях в последующих периодах.

В пункте 81(2) уточнили даты, с которых счётчик считается введённым в эксплуатацию в случае, если исполнитель не соизволил явиться для допуска прибора учета в эксплуатацию. Прежняя редакция предусматривала правила только в отношении счётчиков электроэнергии, теперь эту несправедливость устранили, и показания любого прибора учета можно будет учитывать, если исполнитель коммунальных услуг уклоняется от исполнения своих обязанностей.

Также Постановление №2184 вносит ряд изменений в другие документы:

  • Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (Постановление Правительства РФ от 27.12.2004 № 861);
  • Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87);
  • Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (Постановление Правительства РФ от 29.12.2011 № 1178);
  • Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или ТСЖ либо кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (Постановление Правительства РФ от 14.02.2012 № 124);
  • Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии (Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442).
Читать еще:  Как угомонить шумных соседей

Идентификаторы должников

Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).

Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.

Утрачивает силу ряд нормативных документов

С 1 января 2021 года отменяются или признаются утратившими силу некоторые нормативно-правовые акты в сфере ЖКХ, выполнение которых раньше проверялось контролирующими органами. Это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 29.07.2020 № 136.

Среди документов есть Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2010 г. № 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами» и Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 г. № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

Первый документ и так не применялся ввиду отмены ч. 10 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, во исполнение которой он был утверждён, а второй заменен новыми Правилами, о которых мы писали ранее, они вступают в силу как раз с начала 2021 года.

Субсидии ЖКХ в 2021 году

С 1 января ожидалось вступление в силу изменений в Жилищный кодекс РФ, касающихся предоставления субсидий и компенсаций расходов на оплату ЖКУ. В частности, речь шла о самостоятельном получении соцзащитой сведений о задолженности (писали раньше), при этом Жилищный кодекс дополнялся положением, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг не предоставляются гражданам при наличии у них подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности. Однако вступление в силу этих положений переносится на 1 июля 2021 года. Это предусмотрено статьёй 2 Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 509-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”.

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2391 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» также переносит срок вступления в силу норм о получении из ГИС ЖКХ сведений о наличии задолженности.

Этим же постановлением до 1 апреля 2021 г. продлевается беззаявительный порядок предоставления субсидий на ЖКУ.

Новое о рекламе

С 1 января вступили в силу новые Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства о рекламе. Они утверждены Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 года № 1922. Обзор изменений от ФАС опубликовали в отдельном материале.

Они устанавливают среди прочего требования к заявлению о нарушении законодательства о рекламе (п. 14 Правил). Если понадобится жаловаться на несогласованные рекламные конструкции на фасаде многоквартирного дома или придомовой территории, то нужно перед обращением полистать этот документ, чтобы антимонопольный орган не завернул обращение.

Также вступили в силу новое Положение о государственном надзоре в сфере рекламы и Административный регламент ФАС (Постановления Правительства РФ от 16.11.2020 № 1838 и Приказ ФАС России от 09.12.2020 № 1203/20).

Новое о лицензировании

Лицензирование переводится в электронную форму, о чем был обзор изменений от органа жилищного надзора.
Также напомним, что уже с 20 декабря вступили в силу изменения в Приказ Минстроя №938 о внесении изменений в реестр лицензий.

Новые правила по охране труда в ЖКХ

Вступил в силу Приказ Минтруда России от 29.10.2020 № 758н, о котором мы сообщали ранее. Также начал действовать Приказ Минтруда России от 15.12.2020 № 903н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок».

Новый порядок проведения поверки средств измерений

Нововведения устанавливаются Приказом Минпромторга России от 31.07.2020 № 2510. Приказ определяет порядок поверки средств измерения, требования к знаку поверки и требования содержанию свидетельства о поверке.

Установлен срок уведомления органом местного самоуправления собственников помещений многоквартирного дома о принятии решения об определении управляющей организации

Со 2 января вступают в силу изменения в часть 17 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (Федеральный закон от 22.12.2020 № 441-ФЗ). Они устанавливают обязанность муниципалитета уведомить собственников о назначении временной управляющей организации в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения.

Новые правила обращения с ртутьсодержащими отходами

С 1 января 2021 года вступили в силу Правила обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде (Постановление Правительства РФ от 28.12.2020 № 2314).

Читать еще:  Как написать жалобу в прокуратуру

Документ устанавливает, что места накопления отработанных ртутьсодержащих ламп в многоквартирных домах определяются потребителями или по их поручению теми организациями, которые управляют домом. Они организуют накопление отходов в местах, являющихся общедомовым имуществом, и уведомляют об этих местах оператора по обращению с такими отходами.
Органы местного самоуправления организуют создание мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп, в том числе в случаях, когда организация таких мест накопления не представляется возможной в силу отсутствия в многоквартирных домах помещений для организации мест накопления, а также информирование потребителей о расположении таких мест.

Права и обязанности данной организации

Среди полномочий этой организации можно выявить такие, как:

  1. Управление домом.
  2. Обеспечение прав и свобод жильцов.
  3. Проведение собрание и разрешение повесток дня.
  4. Заключение договоров со сторонними организациями.
  5. Проведение ремонта общего имущества и др.

Законодательством РФ, товарищество собственников жилья наделяется обязанностями, важнейшими среди которых является соблюдение российского законодательства, в том числе Жилищного кодекса РФ, Кодекса об административных правонарушениях и Уголовный кодекс РФ.

ТСЖ так же обязательно должно соблюдать законодательство в сфере защиты прав потребителей.

Инициативная группа

Понятно, что для того чтобы собственники решились объединиться в товарищество, необходим инициатор. По закону активистов должно быть не менее 5 человек. А чтобы они смогли правильно оформить товарищество, они должны либо иметь опыт в подобном деле, либо же иметь юридическое или бухгалтерское образование. Как правило, именно эти активисты и составляют правление ТСЖ. Это те люди, которые будут заведовать всеми насущными проблемами и их устранением. Инициативная группа должна оповестить всех жильцов о своих намерениях и провести собрание собственников квартир.

Понятие ТСЖ и УК, в чем разница

В соответствии с п.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ собственники многоквартирного дома по своему желанию могут выбрать один из следующих схем управления общим имуществом:

  • самостоятельное выполнение этой функции самими жильцами (однако, в этом случае количество квартир не должно превышать 30 штук);
  • создание товарищества собственников жилья (ТСЖ);
  • привлечение сторонней управляющей компании (УК).

Итак, для многих многоэтажных домов особенно актуальны последние два варианта, а именно: создание ТСЖ или же привлечение УК.

Обычно, под ТСЖ (ЖСК, ТСН) подразумевается некоммерческое юридическое лицо, созданное путем объединения собственников квартир жилого дома для осуществления управления имуществом, находящемся в общей долевой собственности.

УК является коммерческой организацией, которая оказывает на платной основе услуги по управлению общедомовой собственностью жильцов многоквартирного дома. При этом осуществляет она свою деятельность на основании договора доверительного управления.

Для того, чтобы четко увидеть разницу между этими двумя вариантами управления, основные их характеристики можно отразить в виде таблицы.

Критерий оценкиУКТСЖ
правовая формакоммерческая организациянекоммерческое объединение
основная цельполучение прибылиблагосостояние жилого дома
порядок выполнения работ, связанных с обслуживанием домаплановый характерпо мере необходимости, планирование по желанию ведут члены ТСЖ
отношение к общим средствам собственников МКДне заинтересованы в экономииэкономия дополнительных средств находится в их интересах, так как высвободившиеся финансовые ресурсы можно направить на благоустройство общего дома
реакция на долги по коммунальным платежамможет перекрыть непогашенные суммы по ЖКХ за счет резервных средствза неуплату следует незамедлительное отключение подачи ресурсов
уровень подготовкиработают профессионально подготовленные людирешения принимаются жильцами дома, которые далеко не всегда обладают достаточным уровнем опыта и знаний в той или иной области
принятие решенийсобственники квартир не всегда могут повлиять на деятельность УКвсе решения принимаются на общем собрании большинством голосов

Как видно из представленной таблицы, между УК и ТСЖ есть принципиальная разница. Причем каждая из этих форм имеет свои плюсы и минусы.

Как сменить ТСЖ на управляющую компанию

Как сменить УК на ТСЖ

В п. 3 ст.161 ЖК РФ написано, что собственники МКД имеют право в любое время поменять способ управления общим имуществом и передать данные полномочия другой организации.

Так, один из существенных минусов ТСЖ заключается в том, что жильцам необходимо регулярно посещать общие собрания и принимать решения по вопросам, где порой требуется специальная подготовка, опыт и знания. Зачастую это обстоятельство приносит массу неудобств, поэтому владельцы некоторых МКД принимают решение о смене способа домашнего управления и переходе к УК.

Итак, смена ТСЖ на УК производится на основании решения, принятого всеми жильцами на собрании. Оно является обязательным для всех жильцов дома.

Плюсы и минусы УК

Как и любой другой вариант управления общей собственностью владельцев квартир, управляющая компания также имеет ряд своих преимуществ и слабых сторон.

Читать еще:  Жалоба потерпевшего на бездействие следователя в прокуратуру образец

Так, к основным плюсам этого способа можно отнести:

  • управление домом осуществляется командой разнопрофильных специалистов, которые имеют достаточный уровень подготовки по разным вопросам ЖКХ;
  • наличие развитой материально-технической базы;
  • УК регулярно отслеживает изменения, происходящие в жилищном законодательстве, и своевременно реагирует на них;
  • управляющая компания является приоритетным участником различных государственных программы, касающихся сферы ЖКХ (возмещение расходов, связанных с проведением капитального ремонта, сооружение специализированных площадок для детских игр и т. д.);
  • УК легко можно привлечь к ответственности, так как деятельность этих организаций контролируется Роспотребнадзором, Жилищной инспекцией и многими другими надзорными органами;
  • обеспечение качественного управления с планированием улучшений на долгосрочную перспективу и т. д.

В то же время, к основным недостаткам данной схемы управления МКД относятся следующие:

  • зачастую, жильцам непросто контролировать деятельность УК, включая расходование целевых средств;
  • в случае расторжения договора происходит болезненная адаптация к новой форме правления;
  • нередко представители управляющих компаний начинают пользоваться своим положением и ненадлежащим образом обслуживают дом;
  • сложная правовая природа договора доверительного управления (он содержит в себе много юридических нюансов и тонкостей, которые следует учесть при заключении такого соглашения).

Нужно ли ликвидировать ТСЖ при смене формы управления домом

Стоит отметить, в действующем законодательстве не прописано обязательное условие о том, что в случае избрания другого способа управления МКД, товарищество собственников жилья обязательно должно быть ликвидировано. Отсюда следует, что этот вопрос остается на усмотрение владельцев квартир. Однако на практике в случае выхода жильцов из ТСЖ они его ликвидируют. Осуществляется это также на основании решения, принятого на общем собрании.

Процедура смены по шагам

В общем виде процедура смены ТСЖ на УК предполагает пошаговое выполнение следующих действий:

  1. Первым делом инициатор организовывает созыв собрания всех остальных жильцов дома.
  2. На собрании собственников жилья проводится голосование о выборе новой формы управления общедомовым имуществом. Данная процедура должна соответствовать правилам, прописанным в ст.48 ЖК РФ.
  3. Решение, вынесенное владельцами квартир, оформляется специальным протоколом. При этом об итогах голосования должны быть уведомлены все жильцы дома, включая тех, которые не присутствовали на общем собрании.
  4. Далее, в течение 3 рабочих дней с момента вынесения решения о смене варианта управления МКД, товарищество собственников должно передать техническую документацию на дом, ключи от общих помещений, а также коды доступа к электронному оборудованию (п.3.1 ст.161 ЖК РФ). Все это может быть вручено:
  • представителю управляющей компании, которой были переданы бразды правления;
  • любому собственнику МКД.
  1. После этого заключается договор доверительного управления с управляющей компанией, в рамках которого она обязана выполнять функции по обслуживанию и содержанию общедомового имущества жильцов.

Стоит иметь в виду, что если в течение 6 месяцев (данный срок исчисляется с момента принятия решения) собственники не выберут управляющую компанию, то этим займется орган местного самоуправления путём проведения открытого конкурса по отбору подходящей организации (п.4 ст.161 ЖК РФ).

Что лучше: управляющая компания или индивидуальное представление интересов каждого из собственников недвижимого имущества? На этот вопрос можно ответить, рассмотрев положительные и отрицательные стороны ТСН-товарищества.

К «минусам» относится возможность товарищества объявлять себя банкротом, вследствие чего вложенные в общий фонд членами организации денежные средства не будут возвращены. Кроме этого, интересы отдельного собственника могут быть не учтены, в отличие от целей ТСН в общем.

К «плюсам» стоит отнести достаточно большую самостоятельность участников в принятии решений и возможность каждого из них высказать своё мнение по поводу деятельности организации. Так как ТСН может заниматься также коммерческой деятельностью, это относится к положительным моментам создания ТСН из-за возможности получать доход. В случае товарищества, как правило, смета на управление домом ниже чем в Управляющей компании, а качество работ и контроль подрядчиков выше. Скорость реагирования на возникающие проблемы на доме также значительно выше чем при правлении через УК.

Форма отчета председателя о работе товарищества

Руководитель обязан отчитываться по итогам прошедшего года перед членами товарищества. Для этого он озвучивает на собрании годовой отчет – основной отчетный документ, заверенный подписью председателя, в котором отражаются все направления расходов и доходов. Отчет сопровождает пояснительная записка, в которой приведена детальная информация.

Образец годового отчета приведен ниже.

годовой отчет перед членами ТСЖ

Годовой отчет ТСЖ

При наличии свободного денежного остатка на общедомовом собрании также решается вопрос на какие статьи расхода направить сэкономленные средства.

Глава ТСЖ – это человек, от опыта и личностных качеств которого зависит комфорт жильцов, результативность деятельности ТСЖ. Главный критерий, который должен соблюдаться кандидатом на должность главы товарищества – это владение помещением (его частью) многоквартирного дома.

Правильность соблюдения процесса избрания председателя ТСЖ контролируется органом местного самоуправления, следовательно, обойти момент наличия или отсутствия собственности у кандидата не получится.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector