Договор ремонта квартиры между физическими лицами: образец 2021 года
Согласно ст. 730 ГК России по договору подряду один участник по заказу другого обязуется произвести ремонт квартиры, а заказчик в любом случае должен заплатить за работу и берет на себя обязательства.
Согласно этой же статьи соглашение бытового подряда причисляется к типу публичных договоров, и поэтому к нему можно причислить ст. 426 ГК России. Важнейшими характеристиками публичного соглашения считаются:
- Установленного типа цена на оказываемые услуги.
- Нет особых предпочтений при выборе работодателя.
- Если ничего не помешает подрядчику сделать свою работу, то он не имеет права отказаться от предоставления услуг.
То есть если вы обращаетесь в организацию, которая специализируется на ремонте помещений, с просьбой подписать с вами договор на ремонт квартиры, то подрядчик не имеет права на отказ без причин.
Образец договора: пошаговая инструкция по составлению
Наряду с этими существенными условиями сторонам необходимо позаботиться о том, чтобы указать и другие важные пункты соглашения. Стандартный образец договора должен содержать информацию о порядке расчетов, закупки строительных материалов, процедуре приемки работы и т.п.
Преамбула и предмет договора
Стороны обязательно указывают свои ФИО, паспортные и контактные данные. Заказчик и исполнителю лучше обязательно убедиться в правильности сведений, т.е. проверить документы лично. К тому же в интересах заказчика убедиться в том, что он имеет дело именно с собственником квартиры, а не с арендатором. Иначе возникает риск того, что работы проводятся без согласия владельца, а значит, и получение платы за них не гарантированно.
Предмет договора прописывается особенно подробно. Необходимо указать конкретные виды работ (например, отделка потолка, укладка линолеума, оклейка обоев в коридоре и спальне, замена коммуникаций и т.п.), привести их стоимость. Обычно это делают в смете, которую выносят в приложение к договору (рассмотрено ниже).
Права и обязанности сторон
По сути, этот пункт подробно раскрывает предмет – что именно должен сделать исполнитель, как будет происходить оплата, какие права имеет заказчик и в то же время что именно он обязан обеспечить для исполнителя.
Среди важнейших обязанностей исполнителя необходимо указать:
- Выполнение всех перечисленных работ точно в указанные сроки и в определенных объемах.
- Покупка строительных материалов, инструментов с обязательным предоставлением отчетных финансовых документов заказчику (чеки, квитанции).
- Немедленно известить заказчика о том, что работы по каким-то причинам не могут быть выполнены в срок или на должном уровне (например, из-за некачественных строительных материалов).
Выделять отдельно права исполнителя необязательно, однако он вправе не выполнять указания заказчика, если в результате проведенных работ будут нарушены технические, строительные или другие нормы (например, повреждение несущих конструкций, незаконная перепланировка и т.п.).
К правам заказчика можно отнести:
- Возможность постоянного контроля качества выполняемых работ.
- Возможность отказа от договора в любой момент, однако с обязательной оплатой выполненных работ (пропорционально их объему). Если в договоре указано, что заказчик не имеет на это право, такое соглашение признается юридически ничтожным (ГК, статья 731):
- Также заказчик может потребовать от исполнителя исправить дефекты, допущенные во время ремонта, если очевидно, что в результате они приведут к срыву сроков или существенному нарушению качества работ.
Обязанности заказчика в основном состоят в том, что он обеспечивает исполнителю доступ в помещение в оговоренное время, а также не привлекает для работы никаких других лиц (если это не предусмотрено договором). К тому же заказчик должен обеспечить своевременную оплату за услуги исполнителя.
Сроки исполнения
В этом пункте важно прописать дату начала и дату окончания работ. Также можно определить длительность рабочего дня – например, с 09 часов 00 минут до 20 часов 00 минут (или неограниченно). Тогда собственник предоставляет работнику доступ в квартиру в любое время, т.е. передает ему ключи.
Стоимость работ
Стоимость прописывается и в предмете договора, и в приложении к нему (в смете). В этом пункте можно продублировать эту информацию, указав общую сумму. К тому же нужно прописать порядок расчетов:
- С авансированием или без него.
- Переводом на банковский счет или выплатой наличными.
- Выплатой за весь объем работ или за каждый этап (с установлением сроков этапа и объемом суммы выплаты).
Также нужно прописать предельный срок оплаты – например, не позднее 1 рабочего дня с момента приемки выполненных работ.
Приемка и требования к качеству работы
Порядок приемки, а также установление гарантийного срока очень важны с точки зрения возможных претензий к качеству. Эти требования прописываются в отдельных разделах.
Прочие положения
В остальных разделах стороны прописывают взаимную ответственность, порядок урегулирования возможных разногласий, процедуру досрочного расторжения договора. В конце ставят свои подписи и расшифровки подписей.
Приложение 1. Смета
В смете обязательно указывают каждый вид работы, а также стоимость за эту услугу.
Как составляются договоры на ремонт квартиры?
Их можно заключить письменно, либо устно. Последний вариант – одна из самых распространённых ошибок. В данном случае невозможно будет доказать свою правоту, если вторая сторона нарушит условия, вообще не выполнит работу, а деньги заберёт себе.
К письменной форме нет чётких требований в действующем законодательстве. Но каждый заказчик может себя обезопасить, если учтёт следующие важные факторы в этом документе.
- Субъекты договора. Подрядчиком выступает лицо, выполняющее работы. А заказчиком – тот, кто за них платит. При невыполнении своих обязательств, несоответствии качества работ заявленным требованиям подрядчик обязан возместить расходы и ущерб. Важно проверить установочные документы у подрядчика, с которым планируется заключить договор. Следует вписывать только паспортные данные одного физического лица, если именно оно будет выполнять все работы. При сотрудничестве с несколькими подрядчиками договор заключается с каждым из них.
- Предмет. Если строительных работ немного – перечислить можно буквально все. Объём и стоимость указывать так же обязательно.
- Сроки работ. Без указания этого пункта документ вообще не считается действительным. Соответствующие этапы выделяются даже в отдельном календарном плане, если объём работ достаточно большой.
- Материалы. Хорошо, если подрядчики заранее предоставляют список того, что будет куплено за счёт заказчика. Такие перечни имеют статус официального приложения к договору.
- Приёмка работ. Подрядчики письменно извещают заказчика, когда они заканчивают определённый этап.
- Ответственность за несоблюдение условий. Лучше указать конкретные штрафные санкции за то, что подрядчик не выполняет те или иные условия.
Отвечать за сроки и качество
Наиболее действенный способ побудить строителей выполнить работу вовремя – включить в договор штраф за неисполнение работы в срок. Закон о защите прав потребителей за срыв сроков предусматривает неустойку в размере 3% от суммы контракта за каждые сутки просрочки. Но юристы и строители называют эту норму «драконовской». Суды также считают, такой размер неустойки завышенным и в ходе процесса снижают его в несколько раз.
Закон о защите прав потребителей говорит, что гражданин может предъявлять претензии по качеству работ в течение 2 лет. Тем не менее, юристы рекомендуют прописать продолжительность гарантийного срока в договоре. Александр Латыев поясняет, что если в договоре не указан гарантийный срок, то в случае обнаружения скрытых дефектов ремонта, заказчику придётся доказывать, что недостаток вызван действиями строителей. Если же гарантийный срок в договоре обозначен, то норма о «виновности» строителей включается автоматически.
Обычно гарантийный срок на ремонт в квартире устанавливается на 1 год. Некоторые строители готовы его продлить за дополнительную плату. Например, ООО «Вотан» предлагает установить гарантийный срок до 5 лет. Первый год бесплатно, за каждый последующий доплата – примерно 10% от стоимости контракта. Продление срока гарантии оформляется через допсоглашение к договору.
Расторжение договора
Общие правила, приведенные в статье 450 ГК РФ определяют возможность расторжения договора подряда 3 доступными способами: по соглашению сторон, в одностороннем порядке или в связи с отказом выполнения обязательств (по досрочному расторжению).
Рассмотрим подробно каждый из трёх способов:
- Соглашение сторон. Документ оформляется также как первоначальный договор о сотрудничестве. Заказчик и исполнитель в письменном виде оформляют обоюдное решение прекратить дальнейшее сотрудничество по определенной причине (она может не указываться по просьбе одной из сторон).
- Расторжение сделки в одностороннем порядке.
- форс-мажорные обстоятельства;
- банкротство одной из сторон;
- другие обстоятельства непреодолимой силы.
В таком случае, обе стороны имеют право требовать возмещения материальных убытков, предусмотренных законом и соглашением о сотрудничестве. По желанию клиента все обстоятельства, имеющие вес при досрочном завершении сделки, могут быть внесены в договор подряда по предварительному согласованию с подрядчиком.
Составить и заверить договор подряда не сложно. Зная все основные правила оформления, тонкости и нюансы сделки, можно составить грамотный документ, полностью отвечающий не только требованиям закона, но и эффективно защищающий права заказчика на получения качественной услуги.
Обязанности заключающих договор сторон
Подрядчик несет ответственность за ложные сведения, указанные в договоре.
До заключения соглашения подрядчик должен по условию клиента представить подробную информацию относительно тех услуг, которые он может предоставить клиенту. Информация в неотъемлемом порядке обязана содержать в себе:
- Цену производимых ремонтных работ
- В какой форме принимается оплата
- Какие виды ремонтных работ выполняет заказчик
- Каковы особенности оказываемых услуг
- Сведения о человеке, который и будет осуществлять ремонт жилплощади, а именно, его рабочий стаж, квалификация и т.п.
Подрядчик будет нести ответственность за то, что предоставил заказчику ложную либо неполную информацию, а кроме того за последствия, которые повлекло за собой то, что клиент был лишен нужной ему информации, или его ввели в заблуждение предоставленными сведениями.
Если виновность подрядчика будет подтверждена, то клиент обладает правом потребовать расторжение соглашения в одностороннем режиме и возмещение абсолютно всех убытков, которые он понес из-за халатности или некомпетентности подрядчика.
Кроме того, в случае невыполнения подрядчиком собственных обязанностей по договору подряда, к нему могут быть использованы правила ст503 — 505 ГК РФ, согласно которым заказчик обладает правом на осуществление ремонтных работ, оговоренных в договоре, за счет подрядчика или полной компенсации убытков, которые понес по его вине.
Обязанности заказчика не учтены ГК РФ, однако могут быть зафиксированы в договоре, что делает их обязательными для выполнения. Обычно это условия о сохранности его собственности и уместном предоставлении требуемых строительных и облицовочных материалов, а кроме того оперативного приёма проделанных работ.
Здесь все зависит от того, успели ли вы принять объект недвижимости и подписать передаточный акт, или нет.
Разберемся более подробно.
Квартира или дом не приняты
Если перед подписанием акта приема-передачи вы внимательно осмотрели недвижимость и выявили недостатки строительных, отделочных или монтажных работ, обязательно зафиксируйте их в акте. Отказываться его подписывать смысла нет: застройщик сделает об этом в акте пометку и подпишет акт в одностороннем порядке. Потом придется разбираться в суде.
Ставить подпись на акте, а потом предъявлять претензии, тоже не стоит: наличие подписи подтверждает согласие заказчика на принятия недвижимости и отсутствие претензий по качеству выполненных работ. Заставить застройщика устранить недостатки потом можно, но процесс будет сложным.
Оптимальный вариант – подписать акт, указав в нем все выявленные недостатки. В таком случае подрядчик будет обязан устранить их в разумные сроки. Понятие «разумного срока» законодательством не разъясняется, но обычно все работы проводятся в течение 1-2 месяцев.
Недвижимость принята
Если вы уже приняли объект недвижимости и подписали передаточный акт, а дефекты появились в течение гарантийного срока, выход один – досудебная претензия. Направьте ее компании, которая выполняла работы, и ждите ответа. Отправлять все лучше ценным письмом с описью вложения, ответить должны в течение 30 дней с момента получения претензии.
Что происходит потом:
- Подрядчик получает претензию, направляет по адресу объекта комиссию, которая выясняет, по каким причинам образовались недостатки. Если вы не согласны с заключением комиссии, можно договориться о независимой экспертизе.
- Если компания согласна с претензией, дефекты устраняются в сроки, установленные по договоренности.
Но чаще всего застройщики придумывают всевозможные отговорки, надеясь на то, что заказчики попросту отстанут и будут решать проблемы самостоятельно. В такой ситуации прямая дорога в суд.