Biznesivlast.ru

Бизнес и Власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Защита интересов юридических лиц в спорах с государственными органами

Защита интересов юридических лиц в спорах с государственными органами

Защита интересов юридических лиц в спорах с государственными органами

Если спор возник между юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и органами государственной власти, жалобы рассматриваются в арбитражном суде.

Если же был наложен штраф или заведено административное дело в отношении должностного лица конкретного предприятия, то дело рассматривается в суде общей юрисдикции.

Вне зависимости от подсудности дела, защитить права предпринимателей может опытный адвокат по административным делам

москва, вернее московские предприниматели, традиционно, подвержены большому количеству всевозможных проверок, в связи с чем, есть острая потребность в квалифицированной юридической помощи.

Споры с органами власти в арбитражном суде можно разделить на две категории. Первая, это споры, связанные с обжалование различных постановлений должностных лиц о назначении того или иного административного наказания, включая штрафы. Вторая, это споры, которые связанные с признанием недействительными актов государственных органов, являющихся ненормативными.

Подать в суд ходатайство на действия пристава-исполнителя может любое заинтересованное лицо, чьи права были нарушены во время исполнительного производства: истец, ответчик, третья сторона. Чаще всего основанием для подачи жалобы выступают следующие причины:

  • бездействие должностного лица в розыске и аресте имущества должника;
  • неправомерное наложение ареста на чужое или залоговое имущество;
  • блокировка и списание средств со счета, на который приходят социальные выплаты, алименты, пенсия;
  • нарушение процедуры взыскания, злоупотребление силой и полномочиями.

Кодекс административного судопроизводства: проблемы применения

О реальных проблемах применения КАС РФ в судах общей юрисдикции, по сравнению с теоретическими изысканиями по поводу административного судопроизводства, написано немного[1]. Несколько материалов было, например, в Legal.Report [2]. Между тем существуют, по крайней мере, две проблемы, требующие серьезного анализа.

Неожиданные различия

Начнем с первой проблемы. Когда два языка близки, учить второй в некотором смысле сложнее, чем язык, совсем не похожий на тот, которым владеешь. В предыдущей статье «Кодекс административного судопроизводства год спустя»[3] уже отмечалось, что КАС РФ является несколько измененным вариантом действующего ГПК РФ, а точнее, набором процессуальных норм, взятых в основном из ГПК РФ и АПК РФ, с определенным процентом оригинальных положений. И в этой похожести трех кодексов и заключается проблема. Судьям (общей юрисдикции) и практикующим юристам на первых порах трудно акцентировать внимание на порой неожиданных различиях между двумя/тремя процессуальными кодексами. Некоторые различия обнаруживаются спустя определенное время применения кодекса, поскольку они не только не соответствуют нормам АПК и ГПК, но и никоим образом не обусловлены особенностями защищаемых субъективных материальных прав.

Например, в КАС РФ по неведомой причине «утрачен» перерыв судебного разбирательства (заседания) как понятие и процессуальное действие. Поначалу судьи, не обнаружив статьи о перерыве, даже сомневались в том, можно ли вообще объявлять перерыв в заседании. Что авторы КАС РФ имели в виду, убирая данный институт: то, что действительно перерывы объявлять нельзя, или что-то иное? Но некоторые административные дела слушаются достаточно долго. Перерыв бывает необходим для проветривания помещения, для отдыха, для обеда и так далее.

Неким сюрпризом явилось и то, что КАС РФ не содержит такого института, как продление процессуального срока судом: «Назначенные судом процессуальные сроки могут быть продлены судом» (ст. 111 ГПК РФ). Кому помешал этот институт — не совсем понятно. Восстановление пропущенного процессуального срока — это довольно сложная, продолжительная процедура (ст. 95 КАС). Что плохого в том, что судья своим определением без лишней волокиты продлит, к примеру, назначенный срок оставления иска без движения, — не ясно.

Примеры можно приводить еще долго, но смысл проблемы понятен. Решение ее — привыкание к отличиям между кодексами и их запоминание, либо унификация процедуры защиты субъективных прав, как частных, так и публичных.

КАС или ГПК

Вторая, намного более важная проблема, — определение критериев частноправовых и публично-правовых правоотношений, а соответственно, применения КАС либо ГПК (норм различных видов производств АПК) в том или ином случае.

Она очевидна и выходит на первый план, что отражается и в появлении таких актов, как письмо Верховного Суда РФ от 5 ноября 2015 г. N7-ВС-7105/15 «Категории дел, вызывающие вопросы по определению вида судопроизводства и рассматриваемые судами общей юрисдикции в исковом порядке». В письме утверждается, что таким критерием «является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов (органов власти — А.В.), но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому».

Сложности в том, что:

— органы власти могут выступать в качестве стороны в гражданских правоотношениях (представляя Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования). Когда какую роль играет орган власти, бывает достаточно сложно распознать;

Читать еще:  Как снять с учета угнанный автомобиль

— иногда властными полномочиями обладают не органы государственной или муниципальной власти, а иные органы и организации, наделенные соответствующими властными полномочиями, которые становятся стороной в публичных правоотношениях. Нормативная база и процедура такого наделения представляются несовершенными;

— иногда достаточно сложно определить, является ли государственный орган органом власти, а лицо — должностным. Не в смысле уголовного права и процесса, а в плане административного судопроизводства;

— наконец, главное: далеко не всегда очевидно, правоотношения в какой сфере следует считать в своей основе публичными, а в какой — частными.

Для примера возьмем ПФР. Никто не сомневается, что этот фонд наделен государственно-властными полномочиями и осуществляет государственные функции. Нормативные акты этого фонда оспариваются по правилам КАС РФ. Взыскание задолженности с физических лиц производится по правилам КАС РФ. Но оспаривание действий, бездействия и решений фонда и его отделений производится в основном по правилам искового производства ГПК. Почему? Видимо, считается, что правоотношения между фондом и пенсионерами (претендентами на пенсию) частные, а не публичные.

То же можно сказать и о других «государственных» фондах. Видимо, отказ в оказании медицинской помощи по ОМС или ненадлежащее ее оказание, а также действия и решения ФОМС, следует оспаривать по ГПК, а не КАС РФ, поскольку отсутствуют публичные правоотношения. В то же время помещение гражданина в медицинское психиатрическое или противотуберкулезное учреждение в недобровольном порядке производится по правилам КАС РФ. В этом же порядке рассматриваются дела о защите интересов несовершеннолетнего или лица, признанного в установленном порядке недееспособным, в случае отказа законного представителя от медицинского вмешательства, необходимого для спасения жизни. Видимо, законодатель усматривает здесь публичные правоотношения.

Кстати, долгие годы задолженности по налогам и налоговым платежам с физических лиц взыскивались, в соответствии с указаниями НК РФ и сложившейся практикой, путем предъявления гражданских исков (а не заявлений) или заявлений о выдаче судебных приказов по ГПК РФ. То есть эти правоотношения, по крайней мере с точки зрения процесса, считались частными. Теперь взыскания производятся по правилам КАС РФ. Правоотношения стали публичными?

До сих пор, несмотря ни на какие разъяснения, имеется достаточно противоречивая практика по делам об оспаривании отказа органов власти в заключении (продлении) договоров аренды государственного и муниципального имущества, по делам об отказе в приватизации указанного имущества.

Неясности остаются с оспариванием действий и решений таких органов, как Государственный банк России, Счетная палата России и некоторых других.

Если решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и решения квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи могут быть оспорены судьями и бывшими судьями по правилам КАС, то решения соответствующих квалификационных коллегий адвокатов и нотариусов, видимо, должны оспариваться по правилам ГПК в исковом производстве.
Может ли кто-нибудь однозначно и ясно утверждать, каковы отношения между государственным или муниципальным служащим и вышестоящим органом (должностным лицом), который принял его на службу? Они частные или публичные? Интересно, что в России на сегодня из госслужащих (кроме судей) лишь военнослужащие вправе оспаривать действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц по правилам КАС РФ. Остальные, в том числе и служащие при погонах, оспаривают действия и решения своих начальников по правилам ГПК РФ. Ну, так сложилось.

Правоотношения, складывающиеся в сфере образования, во многих случаях судами квалифицируются как публичные. Так, имеются соответствующие разъяснения ВС РФ по оспариванию решений ВАК, есть практика по оспариванию решений органов образования субъектов РФ. Интересно, что складывается практика рассмотрения дел по оспариванию действий и решений руководителей образовательных учреждений по правилам КАС РФ, хотя формально, в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. №2, они не являются должностными лицами.

Трудноразрешимая задача

Рассмотренные выше и подобные вопросы возникли, как представляется, потому, что в России (и не только) не выработаны ясные подходы к классификации правовых отношений на частные и публичные. Если это вообще решаемая задача. Одни правоотношения (например, связанные с демонстрациями и шествиями) практически везде считаются публичными, а другие, в том числе и гражданские процессуальные, в некоторых государствах считаются публичными, в некоторых — частными. В России их всегда считали публичными, соответственно дела о компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок рассматриваются по правилам КАС РФ.

Дополнительной проблемой является необходимость во многих случаях рассмотрения в одном деле «комплексных» вопросов, в которых объединены (иногда неразрывно) публичные и частные правоотношения. КАС РФ на сегодняшний день не позволяет защищать частные субъективные права в порядке, установленном в кодексе.

В таких условиях для обеспечения прав на судебную защиту, видимо, требуется на какое-то время управление «в ручном режиме» с подробными регулярными (и желательно аргументированными) разъяснениями ВС РФ по категориям дел.

Читать еще:  Когда по закону можно проводить шумные ремонтные работы в выходные дни?

[1] См., например: Воронов А.Ф. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и рассмотрение административных и гражданских дел военными судами // «Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение».- 2015.-№8.-С.34-42; Он же. Применение Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в военных судах: особенности и проблемы. Продолжение // «Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение». — 2016.- №4, с. 35-41.; Китаева А. В.

А если правонарушение касается экономической деятельности?

Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель были привлечены к административной ответственности за правонарушение, связанное с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, жалобу они должны подавать не в районный суд и не в вышестоящий орган, а в арбитражный суд. Правила рассмотрения таких жалоб устанавливаются не Кодексом РФ об административных правонарушениях, а Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Если же в результате проверки надзорным органом к административной ответственности были привлечены одновременно юридическое лицо и его должностное лицо (чаще всего им оказывается руководитель), то юридическое лицо будет жаловаться в арбитражный суд, а должностное лицо – в районный.

Важно учитывать, что не любое правонарушение, за которое к ответственности привлекают юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, является экономическим. Так, например, нарушение санитарных норм, законодательства об охране окружающей среды, норм пожарной безопасности – всё это не связано с экономической деятельностью. Поэтому жалобы на постановления о таких правонарушениях будут подаваться юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в районный суд (или, если возможно, в вышестоящий административный орган).

Кроме того, если постановление о привлечении к ответственности вынес районный суд, сомневаться о том, куда жаловаться, вообще не приходится. Это постановление, даже если оно может показаться связанным с экономической деятельностью, будет обжаловано только в вышестоящий суд общей юрисдикции.

Также не может быть двусмысленности в ситуации, если решение о привлечении к административной ответственности вынес сам арбитражный суд. Обжаловаться оно будет в вышестоящий арбитражный апелляционный суд.

В каких случаях подается заявление на ГИБДД

Обращаясь с жалобой, помните, что ваше обращение не должно быть голословным.

Обращаясь с жалобой, помните, что ваше обращение не должно быть голословным. Фото: mosreg.ru

Что же является основанием для подачи жалобы на ГИБДД? В ФЗ 53 «О полиции» статье 3 говорится о том, что бездействие либо неправомерные решения со стороны сотрудника полиции, которые мешают реализации прав человека и его интересов, подлежат обжалованию и обращению в суд.

Статья 218 КАС РФ расписывает основания, по которым можно оспорить решения ГИБДД. [stextbox для обжалования – препятствие реализации прав гражданина и его свобод, а также создание условий, препятствующих исполнению возложенных обстоятельств.[/stextbox]

При этом не подлежат рассмотрению в этом случае решения, которые не относятся к числу предметов для самостоятельного обжалования, а также устанавливающие порядок их обжалования.

Обжалование в порядке, установленном КАС РФ, возможно после прекращения производства по делу в случае нарушающих права гражданина действий при судопроизводстве, а также в том случае, если действия должностных лиц не предусматривали возбуждения дела об административном правонарушении.

Где находится датчик детонации и насколько важна его правильная работа – смотрите здесь.

У вас помяли автомобиль во дворе? Узнать, что делать в этой ситуации, вы можете на Прокроссовер.

Последствия поданной жалобы

Жалоба на сотрудника подлежит обязательному рассмотрению в течение месяца.

Жалоба на сотрудника подлежит обязательному рассмотрению в течение месяца. Фото: kr74.ru

Рассматривающий заявление орган после проверки выносит решение и уведомляет заявителя.

Возможны два варианта: действия полицейского признаются незаконными и его привлекают к ответственности и вам приносят извинения. Во втором случае вашу жалобу признают необоснованной.

[stextbox вы не согласны с вынесенным решением, то в течение 10 дней после получения результата можно подать апелляцию. Дело рассматривается в гражданском судопроизводстве. Необходимо повторить все доводы, привести свидетелей и показать наличие прочих доказательств вашей правоты.[/stextbox]

Надо отметить, что процесс может затянуться на достаточно длительное время, поэтому не помешает помощь опытного юриста. Его наличие поможет привести дело к желаемому результату.

Как с 1 июля 2021 года оспаривать результаты проверки ГИТ

1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ, которым установлены новые правила проведения контроля за деятельностью компаний. Данный порядок распространяется и на проверки, которые проводит Государственная инспекция труда (ГИТ). Изменяется и порядок обжалования решений, принимаемым по результатам проверки.

Необходимость досудебного обжалования решений ГИТ

По ранее действующим правилам у работодателя было право выбора того, каким образом он будет обжаловать решения трудового инспектора: в административном порядке (обращаться в вышестоящий орган) или в судебном.

Теперь правила изменились. Прежде чем обратиться в суд, необходимо в обязательном порядке соблюдать досудебный порядок обжалования. Такое требование установлено п.2 ст.39 Закона № 248-ФЗ.

Обратите внимание, что положения Закона № 248-ФЗ являются общими для многих видов проверок. При этом статья 1 Закона 248-ФЗ перечисляет те виды проверок, на которых положения данного закона не распространяются. Это, в частности, налоговый, валютный, таможенный контроль. Поскольку проверки трудовой инспекции в перечень исключений не включены, на них распространяются новые правила.

Читать еще:  Ипотека для сотрудников полиции в 2022 году

По общему правилу, предусмотренному п.5.4 ст.98 Закона 248-ФЗ обязательный досудебный порядок обжалования решения контролирующих органов будет применяться с 1 января 2022 года. Вместе с тем, должны быть определены те виды проверок, досудебное обжалование решений которых действует уже с 1 июля 2021 года. Такой перечень установлен Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2021 года № 663. И проверки ГИТ в данный перечень включены.

Соответственно, с 1 июля этого года обжаловать решение инспектора ГИТ в судебном порядке без предварительного административного обжалования не получится.

Как обжаловать решение инспектора ГИТ в вышестоящий орган

Обратите внимание, что Закон 248-ФЗ также вводит ряд принципиальных новшеств. В частности, предусматривается переход на электронный обмен документами с контролирующими органами. В этой связи жалобу на решение по проверке ГИТ необходимо подавать исключительно в электронном виде (п.1 ст.40 закона 248-ФЗ).

При подаче жалобы надо соблюдать следующие правила:

1. Обращаться следует через портал госуслуг или муниципальных услуг

Направить жалобу через портал госуслуг или муниципальных услуг надо в Роструд или его территориальный орган.

Ещё раз отметим, что Закон 248-ФЗ имеет общий характер. При этом для каждого вида контроля Правительство РФ утвердит отдельное положение. Для проверок, которые проводит Роструд, уже утверждено Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (постановление Правительства РФ от 21.07.2021 № 1230).

Сроки для досудебного обжалования

Новые правила устанавливают различные сроки обжалования для предписания трудового инспектора и иных решений, а также действий (бездействий) инспектора ГИТ.

Итак, срок для обжалования предписания – 10 календарных дней. Он отсчитывается с того дня, когда работодатель получит предписание (п.6 ст.40 Закона 248-ФЗ).

Для остальных решений (действий, бездействий) инспектора ГИТ срок обжалования более продолжительный – 30 календарных дней. Исчисляется он с того дня, когда работодатель узнал или должен был узнать о том, что его права нарушены (п.5 ст.40 Закона 248-ФЗ).

Если работодатель пропустит срок обжалования по уважительным причинам, предполагается, что срок можно будет восстановить. Но с учётом того, что перечень уважительных причин не определён, работодателям следует ориентироваться на установленные законом сроки.

Работодатель в любой момент может отозвать жалобу. Но в этом случае надо иметь в виду, что повторно обратиться с этой жалобой уже нельзя (п.8 ст.40 закона 248-ФЗ).

Н2/ Срок рассмотрения жалобы

Жалоба работодателя должна быть рассмотрена в течение 20 рабочих дней с даты регистрации (п.2 ст.43 Закона 248-ФЗ).

Напомним, что ранее на рассмотрение жалобы уполномоченному органу отводилось 30 календарных дней.

Но также, как и ранее, срок рассмотрение жалобы можно продлить. Максимальный срок продления – 20 рабочих дней. Допускается продление срока только в исключительных случаях.

Если же Роструд при рассмотрении жалобы запросит дополнительные документы, срок рассмотрения приостанавливается (с даты направления запроса). А после того, как работодатель представит необходимый документ или информацию, течение срока возобновляется.

Отметим, что представить дополнительные документы работодатель вправе и без запроса, если посчитает, что они необходимы для рассмотрения жалобы (п.4.1 ст.43 Закона 248-ФЗ).

Что надо отразить в жалобе

Основные требования к содержанию жалобы предусмотрены статьёй 41 закона 248-ФЗ. Так, жалоба должна содержать следующую информацию:

1. Наименование работодателя.

2. Указание на то, какое именно решение инспектора ГИТ или его действие (бездействие) обжалуется.

3. Доводы, на которые ссылается работодатель. Необходимо пояснить, по каким основаниям работодатель считает, что решение инспектора ГИТ незаконно и не должно исполняться.

4. Требование работодателя, например, отменить предписание инспектора ГИТ.

В целях обоснования изложенных требований следует приложить копии подтверждающих документов.

И только в том случае, если по результатам рассмотрения жалобы Роструд откажет работодателю в её удовлетворении, компания может оспорить решение инспектора ГИТ в судебном порядке.

Итоги

Заявление в суд можно подать на бумаге или в электронной форме. Изложите в нем аргументы, подтверждающие вашу позицию. Поясните, почему вы считаете доводы налоговиков не соответствующими действительности и/или нормам законодательства.

К заявлению приложите подтверждающие документы и иные бумаги из перечня, указанного в ст. 126 АПК (копии оспариваемого решения налогового органа, копии решения вышестоящего налогового органа по жалобе налогоплательщика и др.).

О том, по какой форме подать возражения на акт проверки, читайте в материале «Пишем возражения на акт налоговой проверки — образец» .

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector