Biznesivlast.ru

Бизнес и Власть
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Почему патентное ведомство должно стать площадкой апробации новой модели государственных услуг

Почему патентное ведомство должно стать площадкой апробации новой модели государственных услуг

К 2030 году наша страна должна войти в пятерку ведущих стран мира по удельному весу в общем числе патентных заявок на изобретения в областях, определяемых приоритетами научно-технологического развития, а инвестиции в объекты интеллектуальной собственности (в общем объеме инвестиций в основные фонды в РФ) должны вырасти до 5 процентов. Эти и многие другие показатели закреплены в рамках государственной̆ программы «Научно-технологическое развитие Российской̆ Федерации». Однако в текущих реалиях данные показатели могут быть не достигнуты в силу «закостенелости» их ключевого проводника – Роспатента.

Максим Ксензов

Владимир Песня/РИА «Новости»

Проблемы правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения хорошо известны как исследовательскому, так и деловому сообществу: удовлетворение «мусорных» заявок, отток заявителей в другие юрисдикции, разрозненность цифровых сервисов, изоляция от реальных рыночных процессов.

Попробуем сформулировать, каким видится выход из кризисной ситуации, какие у ведомства есть препятствия для хорошей работы и какие потенциальные возможности и перспективы.

Экспертиза

Главная причина снижения качества экспертизы Роспатента – осуществление деятельности по устаревшим нормативно-правовым нормам, не адаптированным к современному взрывному росту применения научных разработок и свободного изобретательства во всех секторах экономики. Вследствие этой логики основным показателем эффективности Роспатента стали статистические данные о проведенных регистрациях, или, точнее, оказанных государственных услугах, а попросту говоря – погоня за статистикой. Ведомство пытается удовлетворить чуть ли не каждую заявку, поступающую на рассмотрение. В итоге экономическое сообщество имеет дело с массой «мусорных» патентов, зарегистрированных для галочки, для диссертации или под административным принуждением, как это зачастую происходит в науке.

Чтобы решить эту проблему, необходимо приступить к формированию сети профессиональных экспертных организаций. Вместо найма новых специалистов Роспатенту крайне важно «вырастить» профессиональные структуры, располагающие компетенциями в узких, но перспективных сферах, таких как IT и машинное обучение, фармацевтика и биотехнологии, химия и промышленный дизайн.

Эти отрасли развиваются в ускоряющемся темпе. Только рынок искусственного интеллекта в мире вырос с 0,7 млрд долларов в 2013-м до 13,4 млрд в 2017-м и, по прогнозам, составит 52,5 млрд долларов в 2022-м. России необходимо сделать все возможное, чтобы поддержать и развить у себя этот тренд. Экспертным организациям, специализирующимся в передовых технологиях, целесообразно содействовать в экспорте, воспользовавшись статусом Роспатента как международного поискового органа. Пока у нас спрос на поиск и экспертизу не так велик, а вот за рубежом такие услуги очень востребованы, да и правительственной стратегии экспорта услуг такой подход соответствует.

Цифровизация

Другая проблема – в старательной имитации цифровизации. Государство ожидает от министерств и ведомств интеграции сервисов, бесшовных решений. Роспатент же энергично плодит все новые и новые сущности, создав уже 11 государственных информационных систем. Даже система внутреннего документооборота Роспатента объявлена государственной.

Нарушена сама логика изменений, прописанная и в документах Минцифры. Государство нуждается в тесном и гладком взаимодействии федеральных органов исполнительной власти и информационных систем – участников рынка, интеграции разрозненных систем в удобные суперсервисы, которыми бы пользовались как юридические лица – крупные предприятия и организации, так и частные лица – изобретатели и ученые. Роспатент же делает нечто прямо противоположное.

Необходимо оценить препятствия, которые мешают сделать один хороший публичный депозитарий и один хороший поиск на основе искусственного интеллекта и машинного обучения и устранить их. Необходимость подобной унификации закреплена в решениях президента о выработке совместно с представителями бизнеса стандартов оборота интеллектуальной собственности. При участии недавно созданного по Указу Президента Российской Федерации «Российского центра оборота прав на результаты творческой деятельности» вполне можно утвердить стандарты оборота тех охраняемых объектов, которые находятся в ведении Роспатента. Принципиально важно создать адаптивный механизм изменения нормативной базы для адекватного реагирования на развитие сферы применения интеллектуальной собственности в науке и промышленности.

Необходимо идти дальше и разрешить использование специальных объектов в патентных заявках, как произошло с 3D-моделями: например, добавить туда химические формулы и рецептуры, описание алгоритмов на комфортном для разработчиков ПО-языке. Тогда эти наработки можно попытаться сделать международными, предложив их Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO). Это сейчас «носится в воздухе», и тот, кто сделает такой шаг первым, сможет воспользоваться преимуществами «мягкого вхождения в рынок», когда сначала экспортируется стандарт, а потом сам интеллектуальный продукт.

Читать еще:  За какие долги не выпускают за границу

Взаимодействие с рынком и государством

Но вернемся к внутреннему рынку. В грамотном обороте интеллектуальных прав нуждаются самые разные ведомства и организации – органы исполнительной власти, научно-исследовательские и опытно-конструкторские коллективы, государственные корпорации и организации высшей школы.

Может ли Роспатент удовлетворить этот запрос? Вопрос риторический. Рядовой пример: с 2015 года Роспатент так и не научился отдавать сведения о результатах научных и опытных работ, получивших патентную охрану, в Единую государственную систему учета результатов научно-исследовательских, опытно–конструкторских и технологических работ (ЕГИСУ НИОКТР), оператором которой выступает Минобрнауки. Ученые заносят туда сведения сами, вручную перепечатывая их с бумажных патентов.

Эту проблему можно легко решить, доставляя сведения ЕГИСУ НИОКТР через общественно-государственный блокчейн. Научным организациям будет достаточно зафиксировать в ЕГИСУ все результаты НИОКТР, а патентному ведомству отметить те, которые получили патентную охрану. Помимо прочего, так будет проще заключать электронные сделки.

Без понятного автоматического обмена данными о современных подходах о работе с bigdata не может быть и речи. Роспатент пока что передает данные только о программах для ЭВМ и товарных знаках блокчейн-инфраструктуре транзакций с интеллектуальными правами в сеть IPChain, а информацией о патентах делится лишь с «Яндексом». Но подобный дуализм явно не является системным решением. Сегодня информацию о российских изобретениях, пригодную для машинной обработки, проще купить у западных поставщиков, что выглядит очень странно.

Покончить с этой абсурдной ситуацией можно будет лишь тогда, когда Роспатент будет содействовать созданию базы знаний, где информация будет связана перекрестными ссылками. Это поможет находить все цепочки развития технических решений, что важно для исследователей и бизнеса. Заниматься созданием такой инфраструктуры должны российские разработчики, обладающие признанными в мире технологиями искусственного интеллекта на основе открытых лицензий. К счастью, таких специалистов у нас много.

Роспатент может оказывать позитивное воздействие на развитие российского высокотехнологичного рынка, но иррелевантную «ведомственную» логику должна сменить логика государственного обслуживания. Сегодня ведомство предоставляет 26 услуг – от экспертизы новизны и изобретательского уровня до регистрации товарных знаков и депонирования компьютерных программ. Ими пользуются более 250 тысяч клиентов в год.

Давайте посмотрим на структуру этих запросов. От 10 до 20 процентов обращений составляют запросы физических лиц – изобретателей, дизайнеров. 80–85 процентов – бизнес: от индивидуальных предпринимателей до государственных корпораций. В оставшихся пяти процентах скрывается важная категория заказчиков – федеральные органы исполнительной власти. Основное количество их обращений (70%) связаны с военными разработками, регистрировать которые обязывает закон. То есть государственная система де-факто не используется самим государством.

Но ограничены в своем деле не только госорганы, страдает и бизнес. Предприниматели, управляющие результатами своей интеллектуальной деятельности и монетизирующие их, не могут в автоматическом режиме обмениваться данными с Роспатентом. В России есть успешный пример разработки бесшовной системы для обмена информацией между компаниями и ведомством – это налоговый мониторинг ФНС, приносящий в казну миллиарды рублей. Похожего эффекта можно ожидать и в нашем случае.

Роспатент как сервис

Роспатент имеет все шансы стать удобной площадкой для простого и понятного взаимодействия с гражданами, компаниями и органами власти. Для этого ведомству жизненно необходимо стать клиентоцентричным.

Чтобы это произошло, государством и бизнесом – совместно – было предпринято несколько важных шагов. Закон о цифровых правах позволяет заключать письменные сделки в цифровой среде. Аутсорсинг патентной экспертизы ставит вопрос избыточности громоздкого Федерального института промышленной собственности в ранге подведомственного учреждения. Наконец, недавно появившийся общественно-государственный оператор инфраструктуры обмена сведениями об объектах интеллектуальной собственности размывает монополию Роспатента на ведение реестров и регистрацию сведений.

В условиях децентрализации патентной экспертизы и широкого использования блокчейна для регистрации сделок с интеллектуальными правами мы могли бы говорить о декомпозиции властной функции Роспатента. По сути его полномочия как одного из узлов распределенного реестра свелись бы к подтверждению данных об охраняемых объектах, требующих государственной регистрации.

Читать еще:  Когда приходят судебные приставы после решения суда

На смену бюрократической инерции пришла бы технологическая рациональность. А без контрольно-надзорных функций и принуждений, диктуемых внутренней волюнтаристской логикой, Роспатент станет комфортнее для своих клиентов. Принципы открытости, прозрачности и предсказуемости сделают доброе дело и увеличат объем запатентованных объектов.

Как только полномочия Роспатента сведутся к верификации права и сертификации сделки с ним, развитие государственных сервисов для бизнеса выйдет на первый план, станет ключевой задачей обновленной государственной инстанции. Вопрос лишь в том, должен ли Роспатент остаться именно федеральной службой или для реализации новых задач подошла бы новая форма, например публично-правовой компании.

Что такое ГЧП?

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – это форма сотрудничества государства и бизнеса, основанная на объединении ресурсов и распределении рисков в целях создания инфраструктуры или оказания услуг населению.

ГЧП — эффективный инструмент для создания и обновления инфраструктуры, отсутствие и неудовлетворительное состояние которой влияет на уровень жизни граждан и препятствует успешному экономическому развитию.

Многие сферы (транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ) в России активно развиваются благодаря ГЧП. Широкое внедрение ГЧП связано с необходимостью привлечения инвестиций в проекты, для реализации которых не всегда бывает достаточно бюджетных средств, а также с необходимостью привлекать к реализации инфраструктурных проектов частные компании, которые будут участвовать не только в стадии строительства, но и будут ответственными за весь жизненный цикл объекта инфраструктуры.

Какие объекты не могут быть реализованы с помощью ГЧП?

Постановлением Правительства РК №710 от 06.11.2017 г. утвержден перечень объектов, которые не могут быть реализованы в рамках ГЧП. К таким объектам относятся:

  • земля, воды (кроме права временного безвозмездного землепользования);
  • растительный и животный мир Казахстана;
  • особо охраняемые природные территории (заповедники, заказники и т.д.);
  • объекты культурного наследия;
  • железнодорожная сеть;
  • водохозяйственные сооружения, имеющие стратегическое значение (плотины,гидроузлы);
  • медорганизации, работающие в сфере профилактики ВИЧ;
  • депозитарии возбудителей особо опасных инфекций.

Что такое B2С, B2B продажи +еще 7 моделей

Что такое B2С, B2B продажи +еще 7 моделей

Разберем часто употребляемые в бизнес-среде термины: B2B, B2C и так далее.
Чаще всего я слышу именно 2 эти аббревиатуры, но на самом деле их существует больше.
Данные термины ввели для обозначения бизнес-моделей электронной торговли. В более широком смысле — это взаимоотношения субъектов на рынке. К тому же, сейчас эти обозначения применяют не только в сфере электронной торговли, но и в офлайн-среде.

Расшифровка аббревиатур B2B, B2C, B2G

Всех взаимодействующих на рынке субъектов можно разделить на 3 категории:

  • Бизнес (business) — юридические лица, компании, предприятия.
  • Частные лица (в данных категориях его рассматривают как consumer — конечный потребитель) — обычные граждане, покупатели/потребители тех или иных услуг
  • Государство (government) — государственные структуры: муниципалитет, бюджетные организации, федеральные службы и т.д.

Из этих категорий мы и получаем буквы, входящие в аббревиатуры:

B — (business) бизнес
C — (consumer) конечные потребители, частные лица.
G — (government) государственные структуры

Что значит цифра 2? Это сокращение от «to», английского предлога. Обозначает от кого к кому идет услуга.

Если взглянуть на таблицу, то типов взаимоотношений можно насчитать аж целых 9.

Бизнес (B)Частные лица (C)Государство (G)
Бизнес (B)B2BB2CB2G
Частные лица (C)C2BC2CC2G
Государство (G)G2BG2CG2G

Разберем на конкретных примерах

Когда услуги оказывает бизнес (B2→)

B2B (business to business) — бизнес для бизнеса.
Фирма-поставляет материалы для строительных компаний.
Консалтинговая компания оказывает услуги по обучению персонала отдела продаж другой компании. Завод поставляет комплектующие. B2B продажи — это торговые отношения между двумя юридическими лицами, компаниями.

B2C (business to consumer) — бизнес оказывает услуги конечному потребителю.
Розничные интернет-магазины, торговые точки.
Любой бизнес, где товар получает его конечный потребитель, частное лицо.

B2G (business to government) — бизнес для государства.
Здесь юридические лица, предприниматели, оказывают услуги гос-учреждениям.
Обычно речь идет о выполнении гос-закупок.

Когда услуги оказывает частное лицо (С2→)

С2B (consumer to business) — частное лицо (потребитель) для бизнеса
В данной модели отношений, конечный покупатель создает ценность для бизнеса. Например, выдвигает запрос на определенные товары, которых нет в ассортименте, предлагает идеи новых продуктов, пишет обзоры.В этот же тип отношений можно отнести рекомендации покупателей. Существует модель C2B-бизнеса, когда покупатели сами выставляют цены на продукты, затем данные цены предлагаются продавцам.

Читать еще:  В кого таким уродился, или какую внешность можно унаследовать от родителей

С2С (consumer to consumer) — отношения между потребителями
Ярчайшим примером коммерческих взаимоотношений конечных потребителей можно считать онлайн аукционы (например, Ebay) и доски объявлений (например, Avito). Когда обмен продукций и услугами происходит не между предпринимателями, а между частными лицами.

C2G (consumer to government) — потребитель государству
Уплата налогов, голосование на выборах. Предоставление обратной связи для государства (участие в соц-опросах и т.д.)

Когда услуги оказывает государство (G2→)

G2B (government to business) — госуслуги для бизнеса
Как государство помогает предпринимателям? Функционирование портала гос-закупок, предоставление информации по правовым вопросам, различные реестры.
Если говорить шире, не ограничиваясь только «электронными взаимоотношениями», то сюда еще можно добавить различные гранты.

G2C (government to consumer) — государство для частных лиц
Здесь уместно будет написать правительство для гражданина. Здесь похожие примеры. Сервисы госуслуг, для удобный оплаты налогов, коммунальных платежей, записи в различные гос-учреждения и так далее. Примеров множество.

G2G (government to government) — взаимоотношения между гос-учреждениями
Это сервисы, к которым простые смертные доступы не имеют, существующие, для облегчения взаимодействия между различными департаментами, органами, и другими.
Опять таки, в более широком смысле, это услуги оказываемыми одним гос-учреждением другому.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Это можно сделать на специализированных веб-ресурсах. Сегодня в России насчитывается несколько десятков таких сайтов. Среди них www.businesspartner.ru, www.partnersearch.ru, www.vse-investory.ru, www.dolyadela.ru и другие. Удобство использования таких площадок состоит в том, что они дают возможность использовать детализированный поиск: задавать тип и формат сотрудничества, направление деятельности, регион нахождения, перечень требований к компаньону.

Большинство из таких веб-ресурсов позволяет найти партнёра по бизнесу не только в России, но и за рубежом, например, в Германии, Италии, Израиле, США, Канаде и т. д. Начинающие предприниматели могут не только пользоваться базой данных, но и публиковать собственные объявления с кратким изложением идеи, чтобы привлечь внимание единомышленников и инвесторов.

Аналогичным образом можно использовать и доски бесплатных объявлений в сети, например Avito.ru, Youla.ru и другие.

Коллективные переговоры

Одна из форм социального партнерства — это коллективные переговоры. Это процедура, в ходе которой представители работников и работодателей решают вопросы относительно подготовки и заключения коллективного договора, а также внесения изменений в данный документ.

Начало переговоров инициируется одной из сторон, которая в письменной форме уведомляет вторую сторону о своем намерении. Далее стороны коллегиально определяют место и время проведения переговоров, а также повестку. В том случае, если представитель работодателя отказывается от участия в переговорах или систематически уклоняется от этой обязанности, представитель работников имеет право начать трудовой спор.

В процессе ведения коллективных переговоров стороны выступают в роли равноправных партнеров, которые свободны в выборе обсуждаемых вопросов и внесении предложений по решению проблем. Если возникают непримиримые разногласия, составляется соответствующий протокол, над которым начинает работу примирительная комиссия.

стороны социального партнерства

Лайфхак для поставщика Вайлдберриз

Отвезти вашу поставку вы можете или в ближайший склад wildberries в вашем городе, или же отправить сразу в Москву, вернее в Подольск. Это Московская область, является центральным большим складом wildberries. Это играет большую роль на какой склад вы отправите. Потому что, со складов например, Краснодара не показывается товара людям, покупателем проживающим на дальнем востоке и в Сибири. Те, кто поставляет в Санкт-Петербург, не показывает товар отдаленным восточной части России. Если отправляете в Подольск, на центральный склад, ваш товар показывается по всей стране, плюс странам СНГ, где wildberries представлен. Это Армения, Казахстан и Беларусь.

В целом можно сказать, что стать поставщиком wildberries на данный момент максимально просто. Если у вас уже есть продукция, то сделать это можно буквально за неделю. Если у вас есть ИП или юридическое лицо или же оформлена самозанятость и ваша продукция не требует обязательной сертификации, то первую поставку товара на маркетплей Вайлдберриз можно за неделю.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector